Закрыть ... [X]
Закрыть ... [X]

1 Разработка основной образовательной программы школы


2 Что такое ООП? В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, информационная функция коммуникации связана с основного общего, среднего(полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ "Об образовании").


3 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Объединяет в себе все программные документы ОУ Является документальной основой деятельности ОУ Связывает все процессы, происходящие в ОУ в единый образовательный комплекс


4 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». «Фундаментальное ядро содержания общего образования», М., Просвещение, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М., Просвещение, «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», сост. Е. С. Савинов, М., Просвещение, «Примерные программы по учебным предметам», М., Просвещение, «Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования» (проект). Документы, необходимые для составления ООП ООО:


5 С чего начать? Прежде всего, необходимо организовать системное знакомство с ФГОС и Примерной основной образовательной программой общего образования. Чем основательнее, глубже будут проработаны и осознаны эти документы, чем многоаспектнее они будут обсуждены, тем меньше возникнет вопросов и непонимания. Обсуждение ФГОС необходимо провести не только в педагогическом коллективе, но и с учащимися и их родителями. Это снимет ощущение информационного голода, напряженность участников образовательного процесса и даст им возможность увидеть и понять стратегию предстоящих изменений, ощутить себя причастными к ним.


6 Материалы для разработки ООП ООО Примерная ООП ООО Примерная программа учебно- исследовательской деятельности Примерная программа формирования и развития ИКТ Примерная программа социализации обучающихся Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся Планируемые результаты освоения ОП ООО Примерные программы отдельных учебных предметов. Часть 1 Примерные программы отдельных учебных предметов. Часть 2 Примерная ООП ООО Примерная программа учебно- исследовательской деятельности Примерная программа формирования и развития ИКТ Примерная программа социализации обучающихся Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся Планируемые результаты освоения ОП ООО Примерные программы отдельных учебных предметов. Часть 1 Примерные программы отдельных учебных предметов. Часть 2


7 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы Начальное,основное и среднее (полное) общее образование План внеурочной деятельности 1 Учебный план Условия реализации ООП Целевой раздел Организационный раздел Учебный план Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программы учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа работы с обучающимися с ОВЗ, инвалидами


8 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Результаты освоения не учебных предметов, но ВСЕГО КОМПЛЕКСА ООП Личностностные Метапредметные Предметные Не оцениваются, а только фиксируются Оцениваются


9 Два подхода к конструированию основной образовательной программы Первый подход – это подход конструирования совокупности программ. То есть основная образовательная программа – это программа программ. И основной образовательной программой называется совокупность учебных программ по предметам, программа воспитания, программа формирования универсальных учебных действий, программа физической культуры и здорового образа жизни, коррекционная программа. Второй подход к конструированию основной образовательной программы – создание единого документа, представляющего программу действий образовательного учреждения по достижению образовательных результатов. В чем принципиальное отличие? Второй подход – это описание технологии, начиная с 1 сентября первого года обучения до 25 мая последнего года обучения – что, в какой последовательности, с помощью каких ресурсов, каких условий, какого содержания учитель вместе с детьми должен двигаться от первого к последнему классу.


10 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения под редакцией А.М.Кондакова и Л.П.Кезиной является основой для разработки школой ООП ООО (Письмо Министерства образования и науки РФ от «О примерной основной образовательной программе основного общего образования»)


11 Примерная основная образовательная программа института проблем образовательной политики (ИПОП) «Эврика»


12 Работа над созданием основной образовательной программы школы


13 Изменение структуры внутришкольного управления Под изменением структуры организации понимается введение новых или изменение старых (уже существующих в школе) организационных структур, необходимых для разработки ООП. Функцию такой структуры может выполнить: методическое объединение учителей школы. В этом случае в Положение о его деятельности необходимо будет внести соответствующие дополнения и изменения. для разработки ООП можно создать временный организационный комитет. В каждой школе этот вопрос будет решаться в соответствии со сложившимися традициями, а также с учетом опыта администрации.


14 Преодоление сопротивления нововведениям Любое изменение вызывает сопротивление всех, кого эти изменения касаются: и руководителей, и подчиненных. Причины сопротивлений: неопределенность последствий перемен; ощущение, что перемены приведут к личным потерям, т. е. к меньшей степени удовлетворения какой-либо потребности; убеждение, что изменения не являются необходимыми или желательными, что они не решат проблем, а лишь умножат их число; перемены внезапны и неожиданны; необходимость проведения перемен нечетко сформулирована, это вызывает беспокойство; предыдущие перемены не принесли ожидаемых результатов.


15 Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление 1. Официальное и гласное одобрение участников образовательного процесса по предполагаемым шагам разработки ООП. Поэтому все решения, касающиеся этих вопросов, требуется зафиксировать постановлениями легитимных управленческих структур вашей школы: педагогического совета, управляющего совета, методического совета, родительского комитета и т. д


16 ПРОЕКТ ПРИКАЗА О СОЗДАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРИКАЗ ____ от «____»__________ 2012 года «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы основного общего образования» В целях обеспечения реализации приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создать рабочую группу по разработке основной образовательной программы основного общего образования. 2. В рабочую группу по разработке основной образовательной программы основного общего образования включить: (указать должность и Ф.И.О.) 3. Руководителем рабочей группы по разработке основной образовательной программы основного общего образования назначить: (указать должность и Ф.И.О.) 4. Рабочей группе представить в (указать высший орган управления ОУ в соответствии с компетенцией ОУ и срок выполнения) для рассмотрения и принятия проект основной образовательной программы основного общего образования. Контроль за исполнением приказа возложить на (указать должность и Ф.И.О.). Директор ОУ дата


17 Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление 2. Мотивация каждого члена коллектива – залог успеха при проведении серьезных изменений. Для выявления мотивации педагогов можно организовать опрос (письменный или устный) о том, какое место каждый хотел бы занять в процессе разработки ООП: одни чувствуют себя увереннее в вопросах образовательных технологий, другие отдают приоритет воспитанию, некоторые видят себя аналитиками, другим интереснее роль организатора и т. д. При таком подходе функция, присвоенная педагогу в рамках разработки ООП и зафиксированная в плане, будет не навязана извне, а опосредована внутренними побуждениями и потребностями человека.


18 Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление 3. Выигрышным ходом для снятия сопротивления является привлечение членов коллектива к принятию управленческих решений. Более того, лицу, которое может оказать или оказывает сопротивление переменам, возможно предоставление ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении.


19 Целесообразно привлечь участников образовательного процесса к формированию плана разработки ООП в образовательном учреждении; подготовке локальных нормативно- правовых актов, которые будут регулировать процесс разработки ООП в образовательном учреждении; работе в составе оргструктуры, которая будет штабом управления процессом разработки и реализации ООП, и т. д.


20 Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление 4. Эффективными средствами противодействия сопротивлению являются: передача максимально полной информации и оказание поддержки участникам для легкой адаптации к новой обстановке. Этим процессам желательно придать постоянный характер, создав консультационный центр ФГОС, в состав которого войдут наиболее опытные или прошедшие специальную подготовку администраторы и педагоги. Желательно выделить для консультационного центра ФГОС отдельное рабочее место (в библиотеке, методическом кабинете и т. д.), где были бы аккумулированы все материалы о ФГОС в бумажном и электронном вариантах.


21 Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление 5. Для нейтрализации сопротивления нововведениям администрация ОУ должна обеспечить соединение интересов организации и интересов педагога как личности. Это легче всего осуществить, направляя карьерный или профессиональный рост человека в нужное для руководства школы русло, а также его продвижение к новым результатам профессионального развития.


22 Основные организационные задачи на период разработки и реализации ООП образовательного учреждения Обеспечение информацией, систематизация процессов транслирования (распространения) информации о содержании ФГОС; усовершенствование организационной структуры школы за счет введения индивидуальных или коллегиальных субъектов, курирующих процесс введения ФГОС и разработки ООП; рационализация деятельности различных уровней управления и всех субъектов разработки ООП образовательного учреждения.


23 Создание рабочих команд для разработки ООП Количество создаваемых команд зависит от количества поставленных задач по разработке ООП образовательного учреждения. Завершение выполнения задачи означает роспуск команды, работавшей над ней. Для выполнения следующей задачи собирается новая команда и т. д. Так создается динамичная структура управления, которая работает параллельно с основными управленческими органами ОУ.


24 Создаваемые команды должны Не соперничать, а взаимодействовать; быть ориентированы на обеспечение качества процесса деятельности (в нашем случае – по разработке ООП); быть равнозначны по своему функциональному статусу; быть самоорганизующимися (без распределения функций между членами команды).


25 Межфункциональная основа формирования команды Межфункциональность обеспечивается включением в команды педагогов-предметников, педагогов, работающих на разных ступенях обучения (педагогов начальной, средней и старшей ступеней), педагогов- психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования. За каждым из них необходимо закрепить свою задачу или функцию, которые определяются структурой ООП.


26 Межфункциональные команды можно создавать на разных основаниях Вариант 1. Количество межфункциональных команд соответствует количеству разделов ООП. Разделы ООП должны соответствовать структуре Примерных основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования. Так, в соответствии с Примерной основной образовательной программой общего образования могут быть созданы межфункциональные команды, разрабатывающие: пояснительную записку; раздел "Планируемые результаты освоения основной образовательной программы"; учебный(ые) план(ы); раздел "Программа формирования универсальных учебных действий"; рабочие программы учебных предметов, курсов; раздел "Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся"; раздел "Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни"; раздел "Программа коррекционной работы"; раздел «План внеурочной деятельности» раздел "Система оценки достижения планируемых результатов".


27 Вариант 2. Более крупные по составу межфункциональные команды могут быть созданы: для проектирования разделов, связанных с организацией учебного процесса в школе; для проектирования разделов, связанных с организацией воспитательного процесса в школе.


28 Вариант 3. Межфункциональные команды могут комплектоваться в соответствии с определенным функциональным предназначением: команда содержательной подготовки документа; команда экспертов по оценке качества разработанной ООП; команда, курирующая реализацию разработанной ООП. Выбор количества команд и оснований для определения содержания их деятельности зависит от специфики общеобразовательного учреждения (его численности, типа и вида), от профессионализма педагогического коллектива и администрации и т. д.


29 Администрация школы должна обеспечить ряд условий Цель деятельности команды должна быть сформулирована ясно и достаточно подробно; процесс достижения цели должен быть расчленен на решение отдельных задач; необходимо определить требуемые для достижения цели границы компетенции команды и передать полномочия; в команде должны быть ясно определены роли. Все члены команды должны понимать свои обязанности и знать, кто именно отвечает за решение конкретных вопросов и задач; деятельность команды планируется. План помогает членам команды решить, какие рекомендации, помощь, профессиональная поддержка, материалы и другие ресурсы ей могут потребоваться; деятельность команды контролируется, а технология решения проблемы постоянно совершенствуется; определены и выделены необходимые ресурсы для выполнения командой задания.


30 Критерием оценки результативности деятельности межфункциональной команды будет служить качество разработанной основной образовательной программы 1. Соответствие структуры ООП образовательного учреждения структуре Примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования. 2. Полнота содержания разделов ООП образовательного учреждения; соответствие содержания Примерным основным образовательным программам начального и основного общего образования; наличие в них части, формируемой участниками образовательного процесса. 3. Методологическое единство и единство терминологического аппарата текста разделов ООП образовательного учреждения, в т. ч. и в части, формируемой участниками образовательного процесса. 4. Соответствие рабочих программ педагогов: примерным учебным программам по предметам; учебным программам авторов УМК, по которым работает школа.


31 5. Унифицированность оформления рабочих программ педагогов в образовательном учреждении. 6. Наличие всего спектра рабочих программ, соответствующих учебному плану (планам) школы. 7. Полнота отражения в ООП специфики образовательного учреждения, социокультурной среды школы.


32 Порядок утверждения основной образовательной программы 1. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы определяется локальным актом образовательного учреждения. 2. Основная образовательная программа перед утверждением приказом по образовательному учреждению должна рассматриваться органом общественного управления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган общественного управления принимает решение «рекомендовать к утверждению». 3. Рассмотренная, принятая и утвержденная в учреждении основная образовательная программа представляется учредителю на согласование. 4. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатывается основная образовательная программа. 5. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу, рассмотрев их на заседании общественного органа управления и согласовав с учредителем.


33 1. Целевой раздел ООП ООО


34 Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.


35 1.1. Пояснительная записка В разработке пояснительной записки участвуют администрация ОУ и органы, обеспечивающие государственно- общественный характер управления ОУ. В пояснительной записке необходимо представить концептуальные основы и особенности основной образовательной программы основного общего образования конкретного ОУ. В пояснительной записке необходимо также представить следующие компоненты ООП ООО:


36 1. Введение, которое целесообразно начать с информационной карты, содержащей следующие сведения: название ОУ; ф.и.о. руководителя ОУ и авторов – составителей ООП ООО; сведения об учредителе; хронологические данные об ОУ; номера свидетельства о государственной аккредитации и лицензии на право ведения образовательной деятельности; телефон, факс, адрес расположения школы. Во введении необходимо указать тип и вид ОУ.


37 2. Социокультурные особенности и потребности региона. Место исторического пространства ОУ, района, города в образовательном процессе (например, модель экологического образования предполагает понимание особенностей природного потенциала региона, способствует развитию экологической культуры, бережное отношение к природе и т.д.; модель краеведческого образования формирует понимание особенностей региона на основе представлений об истории, населении, быте, культуре и т.д.).


38 3. На основе анализа ОУ указать цели и задачи, реализуемые в ООП ООО с учетом вида и особенностей функционирования ОУ. Отразить миссию ОУ, его концептуальное видение. Описание миссии ОУ включает ответы на следующие вопросы: «Кто мы?» (официальный (юридический) статус); «Ради чего?» (общечеловеческие ценности и качественные изменения); «Для кого?» (целевая группа и ее потребность); «Где?» (муниципалитет, на который распространяется деятельность); «Как?» (общая формулировка типа деятельности, направленной на удовлетворение потребностей целевой группы). Формулировка миссии должна быть короткой - не более трех предложений; написана ясным и понятным языком; сформулирована позитивно; написана в настоящем времени. Стратегические цели - основные направления деятельности, ведущие к реализации миссии образовательного учреждения. При их формулировании могут помочь следующие вопросы: «Что мы делаем?» (расширяет и поясняет формулировки миссии); «Каких качественных результатов (изменений) мы собираемся добиться?»; «Наша целевая(ые) группа(ы) и ее(их) потребности?»; «Чем мы отличаемся от других?».


39 3. Особенности образовательного пространства школы 3.1. Система обучения, воспитания; многообразие форм организации образовательного процесса и внеурочной деятельности; создание информационно-образовательной среды; создание условий для продуктивной творческой деятельности учащихся Представить внеурочную деятельность (описать модели внеурочной деятельности, используемые в общеобразовательном учреждении) Описание технологий, содержания работы с одаренными детьми (школьные научные общества, олимпиады, научные исследования и т.д.) Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мероприятия по проектированию и развитию образовательной среды с участием школьников, родителей и педагогических работников Использование в учебном процессе современных образовательных технологий.


40 4. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии со спецификой и особенностями ОУ: нормы Сан ПиН и соответствие им, создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья, минимальные требования к оснащению образовательного процесса. 5. Адресность ООП ООО (контингент учащихся, которым адресована программа, возраст, состояние здоровья; кадровый состав, обеспечивающий реализацию ООП ООО; контингент родителей как участников образовательного процесса, основные запросы родителей на образовательные услуги), социальный паспорт и информационная карта ОУ. 6. Требования к комплектованию классов. 7. Особенности основной ступени общего образования (возрастные особенности подростка, переходный возраст от детства к взрослости).


41 8. Основные стратегии программы с учетом индивидуальных особенностей учащихся в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями; описать технологии, формы и методы с учетом личностно-ориентированного образования. 9. Портрет выпускника основной школы, адаптированный к соответствующим условиям ОУ. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. 10. Вывод. Необходимо обобщить вышеизложенное, кратко и четко раскрыть миссию ОУ.


42 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП ООО являются важнейшим механизмом реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу и представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями (УУД) - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены: - основы формально-логического мышления, рефлексии; - учащиеся приобретут опыт проектной деятельности; - будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.


43 В сфере развития личностных УУД приоритетное внимание уделяется формированию: - основ гражданской идентичности личности; - основ социальных компетенций; - готовности и способности к переходу к самообразованию; - формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования. В сфере развития регулятивных УУД: - формирование действий целеполагания; - формированию способности к проектированию. В сфере развития коммуникативных УУД: - формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности; - развитию речевой деятельности.


44 В сфере познавательных УУД: - практическое освоение основ проектно- исследовательской деятельности; - развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; - практическое освоение методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; - использованию в учебном процессе общеучебных умений, знаково- символических средств, широкого спектра различных действий и операций.


45 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, предметные, метапредметные.


46 Личностные результаты Объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных учебных действий (УУД): основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций (ценностных установок и моральных норм и др.). В соответствии с требованиями Стандарта, личностные результаты не выносятся на итоговую оценку, а являются предметом оценки эффективности воспитательно- образовательной деятельности ОУ и образовательных систем различного уровня.


47 Метапредметные результаты Объектом оценки освоения метапредметных результатов ООП ООО является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Особенности оценки индивидуального проекта, требования к организации проектной деятельности, критерии оценки проектной работы подробно изложены в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения», разработанной на федеральном уровне.


48 Предметные результаты Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане ОУ. Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»; высокий уровень, оценка «отлично».


49 Предметные результаты В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач….. с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»


50 Итоговая оценка На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования». В инновационных образовательных учреждениях целесообразно на итоговую оценку на ступени основного общего образования выносить предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник получит возможность научиться». «Итоговая оценка выпускника формируется на основе: - результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; - оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; - оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; - оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее ГИА)»


51 Итоговая оценка Классные руководители и учителя отдельных предметов делают выводы по каждому ученику о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями, приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности. Педагогический совет на основе выводов рассматривает вопрос об «успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании»


52 Портфель достижений (портфолио) Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, демонстрирующих прогресс, усилия и достижения ученика в интересующих его областях. В состав портфеля могут включаться результаты, достигнутые как в процессе учебной деятельности, так и в творческой, социальной, коммуникативной, протекающей в рамках школьной практики трудовой деятельности, а также результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, концертах др. Отбирает работы для портфеля сам обучающийся совместно с классным руководителем и при участии родителей. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается. На портфолио пишется рецензия.


53 Типичные ошибки, допускаемые при формировании портфолио Группа ошибок ОшибкиРекомендации по их предотвращению 1. Связана со сбором материалов портфолио Нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио Нельзя включать материалы в папку принудительно, без согласия школьника Сбор материалов вместо учащегося, «по его поручению» Ученик должен сам приложить усилия. Так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений Ограничение круга мероприятий школьными соревнованиями, конкурсами и др. Использовать возможности системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций Формализм и соревнование при сборе портфолио При определении структуры портфолио заложить параметры, обеспечивающие отбор таких документов и материалов, которые помогли бы сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути, а не продемонстрировать способность «собирать материал»


54 2. Связана с формированием объема портфолио Сбор портфолио только официальных документов Главное в процессе сбора материалов портфолио - демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций Сбор материалов только за 9 класс Не ограничиваться только этим сроком 3. Связана с подменой идеи портфолио Подмена портфолио зачетной книжкой Не делать папку личных достижений «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъять или заменить тот или иной документ Подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя Характеристика включена в материалы портфолио, но не заменяет его содержания


55 Подмена систематической работой над портфолио разовой акцией Рассматривать портфолио как технологию, которая будет нужна в течение всей профессиональной жизни человека Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио Главное для портфолио – его содержание и выдержанный стиль оформления, а не внешняя красота 4. Связана с оценкой материалов портфолио Стремление оценить баллами все материалы портфолио Балльная оценка документов портфолио может быть дополнена словесной оценкой творческих работ учащегося, включенных им в свой портфолио (могут отмечаться оригинальность материалов и мышления автора, актуальность тематики и др.) Завышение удельного веса портфолио Портфолио важный, но все-таки дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио Отсутствие единства в оценке материалов портфолио. Необходимо разработать и утвердить нормативно-правовую основу для эффективного применения портфолио: положение об экспертной группе учета образовательного рейтинга учащихся, положение об образовательном рейтинге, положение о портфолио и др.


56 Памятка пишущему рецензию на портфолио Каково Ваше первое впечатление от портфолио? Что вызвало у Вас чувство гордости? Что Вы можете сделать, рекомендовать, чтобы помочь ученику в дальнейшем? Насколько аккуратно и логично собран материал портфолио? Как часто ученик консультировался с Вами при формировании портфолио и по каким вопросам? Необходимо по каждому предмету описать, каких результатов добился школьник. Перечислить лучшие результаты, способствующие успешности учащегося из «Портфолио документов». Описать лучшие работы из «Портфолио работ». Насколько самостоятельно ученик создал свой портфолио? Какие дополнительные материалы, технологии использовал ученик при оформлении портфолио? Используйте следующий вариант оценки: - полностью соответствует; - не совсем соответствует; - приемлемо; - неприемлемо; - отсутствует.


57 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации 1. Обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ: - обеспечивающих связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки; Внутренняя среда 1.1. Неготовность руководителей ОУ к прогнозированию, проектированию, планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями фГОС по достижению планируемых результатов Нерациональная организация учебной деятельности Перестройка системы подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров Неготовность педагогических кадров к организации образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и психологическим возможностям и особенностям обучающихся Организация опережающей подготовки управленческих, педагогических кадров.


58 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации - характеризующих обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно- практические задачи; - являющихся содержательной и критериальной основой разработки учебных программ, учебно-методической литературы и системы оценки. Внутренняя среда 1.3. Отсутствие необходимого состава кадров Интенсификация учебного процесса и перегрузка педагогов и обучающихся Разъяснительная работа и обсуждение ФГОС в профессиональном и родительском сообществах Неразработанность механизмов контроля Невозможность достижения значительным количеством обучающихся планируемых результатов образования Перестройка методической работы, создание на базе лучших ОУ стажерских площадок.


59 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации Внутренняя среда 1.5. Отсутствие или недостаточная разработка нормативной базы Снижение уровня достигаемых результатов Разработка и введение механизмов контроля, адекватных требованиям ФГОС 1.6. Отсутствие необходимого учебно- методического сопровождения Неоднозначное, а в ряде случаев негативное отношение к Стандарту родителей Обеспечение преемственности на всех ступенях образования.


60 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации Внутренняя среда 1.7. Отсутствие готовности у обучающихся к получению образования в условиях ФГОС 1.7. Негативное отношение к стандарту педагогов Смещение акцента действий руководителей от руководства образовательным учреждением к управлению качеством образования.


61 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации Внешняя среда 1.1. Неравномерная готовность обучающихся к получению образования в условиях ФГОС, носящая как объективный, так и субъективный характер 1.1. Неоднозначное, а в ряде случаев негативное отношение к Стандарту отдельных групп населения Негативное отношение обучающихся к введению Стандарта Разъяснительная работа и обсуждение ФГОС в педагогическом и родительском сообществах Своевременная разработка и доведение до органов управления образованием и ОУ документов нормативного, информационного и инструментально- методического сопровождения введения ФГОС.


62 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации 2. Введение и реализация системы оценки достижения планируемых результатов, включающей: - оценку результатов деятельности региональной и муниципальной систем образования; - оценку результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования; Внутренняя среда 2.1. Неразработанность нормативно-правовой базы на всех уровнях Формализм, субъективизм, закрытость, искажение отчетности Обеспечение открытости, доступности результатов оценочных процедур на всех уровнях Отсутствие необходимых структур и механизмов, перегрузка руководителей и педагогов Негативное отношение к ФГОС руководителей, педагогов, родителей, обучающихся Изменение и обновление «Положения об итоговой аттестации учащихся» в ОУ.


63 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации оценку образовательны х достижений обучающихся. Оценка образовательны х достижений обучающихся предполагает: - комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий оценивать достижения обучающимися всех групп результатов образования: личностных, метапредметны х, предметных; Внутренняя среда 2.3. Отсутствие необходимого инструментария и методического сопровождения В оценке достижения планируемых результатов необходимо учитывать оценку учебных и внеурочных достижений и закрепить этот подход Неготовность руководителей образования, ОУ, а педагогов к реализации требований ФГОС, особенно в части введения системы оценки достижения планируемых результатов и распределенной ответственности за реализацию требований ФГОС Отсутствие единых подходов к разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ и ЕГЭ.


64 Приложение: примерная структура анализа в образовательном учреждении Направления изменений в рамках требований ФГОС Проблемы (слабые стороны) Риски Направления компенсации - распределен ный характер ответственно сти за выполнение требований ФГОС. Внешняя среда 2.1. Несовершенство государственно- общественного управления образованием Негативное отношение к ФГОС педагогической общественности, различных групп населения Своевременная разработка и доведение до органов управления образованием и ОУ документов нормативного, информационного и инструментально- методического сопровождения введения системы оценки Обеспечение единых подходов к внешней и внутренней оценке деятельности ОУ, оценке деятельности региональных и муниципальных систем образования со стороны органов управления образованием и др создание необходимых структур, постоянно обеспечивающих проведение внешних оценочных процедур в соответствии с регламентом режиме.


65 Оценка соответствия информационно- образовательной среды образовательного учреждения требованиям Стандарта Необходимые средства Требуется/Имеется в наличии Сроки создания условий в соответствии с требованиями ФГОС Технические средства Программные средства Обеспечение технической, методической и организационной поддержки Средства на бумажных носителях Средства на CD и DVD


66 Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы Требования ФГОС, нормативных и локальных актов Необходимо/ имеются в наличии Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников Лекционные аудитории Помещения для занятий учебно- исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские


67 Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования Должност ь Должност -ные обязан- ности Количество работников в ОУ Уровень квалификации работников ОУ Требуется ИмеетсяТребова- ния к уровню квалифик ации Фактичес- кий


68 Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Этап 1 Процедура 1 Издание приказа о создании Совета по введению ФГОС Процедура 2 Постановка задачи перед рабочей группой Этап 2 Процедура 3


69 Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Определение необходимых изменений Процедура 4 Выбор варианта учебного плана и определение изменений в составе образовательных программ Процедура 5 Определение необходимых изменении в содержании


70 Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Процедура 6 Определение необходимых изменений в технологиях Процедура 7 Определение необходимого ресурсного обеспечения и изменений условий


71 Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Процедура 8 Определение необходимых изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса Этап 3 Процедура 9 Формирование групп проектирования изменений в образовательной системе


72 Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Процедура 10 Разработка проектов изменений Процедура 11 Экспертиза проектов изменений Этап 4 Процедура 12 Разработка планов-графиков реализации проектов изменений Процедура 13 Экспертиза планов-графиков реализации проектов


73 Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Процедура 14 Построение общего плана графика модернизации Этап 5 Процедура 15 Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации Процедура 16 Осуществление изменений в образовательной системе школы


74 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Источник: http://www.myshared.ru/slide/540818/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Глава 1.2 Системный Канва для вышивания нитками


Информационная функция коммуникации связана с Информационная функция коммуникации связана с Информационная функция коммуникации связана с Информационная функция коммуникации связана с Информационная функция коммуникации связана с Информационная функция коммуникации связана с

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ