Закрыть ... [X]
Закрыть ... [X]

Новый возрастной период - ранняя юность (15-17 лет) - считают третьим миром, существующей между детством и взрослостью. В это время старшеклассник оказывается на пороге реальной взрослой жизни и смотрит на настоящее с позиции будущего, ищет смысл своей жизни. Если рассматривать развитие только как изменение психических функций, то все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, закрепляясь и совершенствуясь в старшеклассника. Поэтому некоторые авторы рассматривают раннюю юность как период завершения новообразований, возникших в подростковом возрасте. 1 этот период с 11 12 до 17-18 лет называют подростковым.

Но рассматривать развитие старшеклассника таким образом было бы ошибочно. Каждый возрастной период важен сам по себе в жизни отдельного человека. Независимо от связи с другими возрастными периодами. Ведь только с присущей этому возрасту социальной ситуацией развития происходят довольно существенные изменения личности.

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него значимость учения. По сравнению с подростками интерес к учебе у них повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Доминирующее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы получают личностный смысл и становятся действующими. Старшеклассники, для которых главным является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать обучение как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте проявляется сознательное положительное отношение к учебе. их интересуют преимущественно те предметы, которые будут нужны в дальнейшей жизни, их снова начинает волновать успеваемость обучения. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" предметов, отказ от пренебрежительного отношения к оценкам, свойственна подросткам.

Заканчивая школу, старшеклассники должны быть психологически готовыми к взрослой жизни. Понятие "психологической готовности" предусматривает в данном случае наличие потребностей и способностей, позволяющих выпускнику школы наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности, общественной жизни, будущей семейной жизни. Прежде всего, это потребность в общении с другими людьми, потребность и способность творчески работать, во-вторых, умение теоретически мыслить, ориентироваться в разнообразных событиях, происходящих в современном мире, выступает в форме научного, теоретического мировоззрения, в-третьих, наличие развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается сознательное и критическое отношение к себе.

Сформировавшись, эти качества образуют психологическую базу для социального и личностного самоопределения школьников - центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Главной особенностью этого периода является потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, выработать мировоззрение, выбрать свой жизненный путь.

Самоопределение означает не автономию от взрослых, а четкую ориентацию и определения своего места во взрослом мире.

Понятие "самоопределение", которое используется в отечественной психологии, подобное понятие «идентичность», разработанного американским ученым Э. Эриксону.

Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения.

Идентичность - условие психического здоровья, и если она не сформируется, то человек не находит себя, своего места в обществе, чувствует себя "потерянной".

Канадский психолог Ж. Марша установил четыре типовых варианта формирования идентичности:

  1. Неопределенную, еще не сложившуюся, "диффузной" идентичность.
  2. Заранее обусловлен, "обречен вариант развития".
  3. Проба ролей или "мораторий" в попыток] выработать идентичность.
  4. Реализована или "зрелая идентичность".

Первый вариант означает, что молодой человек не прошел через испытания, связанные с самоопределением; второй вариант предусматривает, что индивид ранее определенного срока включился в "взрослую" систему отношений, сделав это под чужим влиянием, - это расценивается как неблагоприятный фактор для формирования его личностной зрелости. В третьем случае юноша находится в процессе интенсивного поиска себя; "зрелая идентичность" свидетельствует о том, что кризис прошел, ощущение самоидентичности, то есть собственной определенности, сформирован, и молодой человек перешла к самореализации. Указанные варианты формирования идентичности выступают в двух своих значениях: это этапы развития личности и одновременно ее типы. Пройдя стадию неопределенной идентичности, юноша может подойти к интенсивному проверяются ролей, но может остаться и на начальном уровне, так и не пережив все трудности и радости процесса самоопределения.

Диффузная идентичность связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошения. Диффузная идентичность может проявляться в открытом неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения, в неуважении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении стать "ничем" (если это единственный способ самоутверждения, что остался).

Только реализована, сформированная идентичность личности (доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность) позволяет старшекласснику решить, главная задача, которое ставит перед ним общество - задача самоопределения, умение разработать свой жизненный план.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка, то есть, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение). Жизненный план возникает, по мнению И.С. Кона, только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому собирается идти человек, те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

Жизненный план - это план деятельности, поэтому он "заземляются", в первую очередь, на выбор профессии.

В профессиональном самоопределении в возрастной психологии различают ряд этапов.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, "проигрывая" отдельные элементы связанной с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, который охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ("Я люблю читать художественную литературу", "Состояния филологом"), затем - с точки зрения его способностей ("У меня хорошие дела с математикой, может, заняться ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Хочу помогать людям, стану юристом»).

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии включает в себя два основных компонента: определение уровня квалификации будущей деятельности, объема и времени подготовки к ней, выбор конкретной специальности. Выбор специальности - многоступенчатый процесс. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование (вступление в X класс), на профессиональное образование (вступление в ПТУ или техникум), непосредственно на работу (с последующим завершением либо не завершением образования). Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения имеет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. Тот, кто выбирает профессиональное образование или работу, должен сразу же дополнить социальную ориентацию профессиональной - куда именно поступить и что делать. В других такое решение откладывается до окончания XI класса, к тому же в одиннадцатиклассников, как и у девятиклассников, выбора профессии предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, профессиональное образование или работу.

Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода: о мире профессий (в целом) вообще и возможности и требования каждой из них; о себе, своих способностях и интересы. И такой информации старшекласснику не хватает. В основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактный, так как не пережитый, а не выстраданный человеком. Подавляющее большинство старшеклассников выбирает профессию более или менее стихийно. Существенные факторы профессионального самоопределения - это возрастной период, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности и уровень притязаний старшеклассников.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, во время которого существует определенная опасность. Например: откладывание во времени профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов (это соответствует этапу диффузной идентичности по Ж. Марша).

Конечно, неопределенное будущее не дает возможности идти к нему. Попытки родителей ускорить этот процесс с помощью прямого психологического воздействия, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у старшеклассников рост тревожности, а иногда и отказ от любого самоопределения, нежелание вообще что-то выбирать (что соответствует стадии "предопределение" или "диффузии" идентичности по Ж. Марша).

Раннее самоопределение считается положительным, хотя тоже имеет свои недостатки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служит психологическим защитным механизмом, средством бегства от сомнений. В будущем это может привести к разочарованию. Иногда ранняя профессионализация связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью и другими негативными факторами, которые снижают уровень сознательного и добровольного выбора.

Важен также и уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Юноши и девушки плохо знают конкретные особенности каждой профессии, делает их выбор преимущественно случайным. В выборе профессии большое значение имеет профессиональная консультация, которая у многих городах нашей страны.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. На старшеклассника влияет субъективный уровень требований, предъявляемые к ним в профессии, он часто завышен. Чаще всего это стимулирует человека к преодолению трудностей. Хуже, если уровень запросов занижен, и юноша ни к чему не направлен.

Подготовка молодежи к труду и выбор професии- важна государств на деле. Необходимо обеспечить связь общего и трудового воспитания, организовать участие старшеклассников в общественно полезном труде, обеспечивая сознательный выбор профессиональной подготовки.

Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачный только тогда, когда он связан с социально-нравственным выбором, с размышлениями о смысле жизни.

Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

В физическом отношении это период спокойного развития. Рост веса тела становится больше относительно увеличения роста. Исчезают диспропорции отдельных частей тела и подростковая неуверенность движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину). Продолжается развитие мозга, проходят процессы внутриклеточного усложнения и развития соответствующих функций.

Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие влияет и на развитие некоторых качеств личности.

Среди старшеклассников, как и среди людей всех возрастов, различаются три главных типа строения тела: екдоморфний (с избытком веса), мезоморфный (стройный, мускулистый), ентоморфний (худой, костлявый). Важно учитывать принадлежность юноши или девушки к тому или иному типу, поскольку ценность их в глазах сверстников неодинакова (предпочтение среди них отдастся мезоморфному типа), соответственно и их влияние на становление личности тоже разный.

Старшеклассники эндоморфного типа часто не имеют симпатии среди сверстников, это затрудняет их вхождения в малую группу, им чаще, чем другим, необходима поддержка. И наоборот, юноши и девушки с мезоморфным типу построения тела находятся всегда в центре внимания, ведь со стройным телом ассоциируются качества вожака, спортивность, энергичность.

Но влияние типа телосложения на личность не однозначен и не фатальный. Многое зависит от самосознания старшеклассника. Один, осознав свою физическую слабость, пассивно подчиняется или начинает чувствовать себя неполноценным. Другой компенсирует недостаток достижениями в другой сфере (например, в обучении). Третий пытается исправить физический недостаток (например, занятиями спортом). Выбор этих вариантов обусловлен как личностной позицией старшеклассника, так и позицией взрослых, которые его окружают.

Вместе с тем, половая зрелость старшеклассника еще не означает зрелости социальной. Юность - это переход от физиологической зрелости к зрелости социальной, содержанием которой является включение старшеклассника к взрослой жизни, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Социальная зрелость в наше время наступает позже, так как необходимо гораздо больше времени для получения необходимого образования.

Некоторые особенности индивида в ранней юности зависят от его когнитивного развития в этот период жизни.


Источник: http://studbooks.net/9808/psihologiya/psihologiya_ranney_yunosti



Рекомендуем посмотреть ещё:



Социальная ситуация развития Википедия Вязание варежек спицами орнамент


С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ