Закрыть ... [X]
Закрыть ... [X]

вышивка для директора Недавно из туристической поездки во Францию вернулась подруга. Среди сувениров  был шелковый платочек с видом Эйфелевой башни. Как женщины дотошные, мы этикеточку прочли – made in China.  

  • Так рождается тарусская вышивка.

  • лавный художник «Тарусской вышивки» Раиса Максимова и заместитель директора фабрики Валентина Миненкова.

И вспомнили, что еще в советские времена одним из лучших сувениров из наших краев были вещи с традиционной вышивкой - калужской перевитью. Какой удачей было купить полотенца, скатерти, блузки  Тарусской фабрики вышивки. За ними в очереди стояли, их везли в зарубежные поездки. 

Чтобы продолжить разговор о судьбе наших традиционных промыслов, начатый в материале «Мысли о промысле» в одном из октябрьских номеров «Вести», отправляемся в Тарусу. 

Калужская перевить в эпоху ширпотреба 

Старые стены 

Когда-то окошки фабрики вышивки на улице Шмидта светились до позднего вечера. Здесь работали в две смены. Изделия расходились по всей стране и за рубеж. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным к радуге цветной перевити – хороводам диковинных цветов, виноградов, пав на красном или белом поле-сетке. 

В 2024 году фабрика отметит столетний юбилей. Ее история началась с артели, которую создали два знатока народного творчества — Мария Федоровна Якунчикова и Наталья Яковлевна Давыдова. Они возрождали старинный промысел. Огромный вклад в его сохранение и развитие внесла Маргарита Николаевна Гумилевская, которая долгие годы была главным художником артели, а потом фабрики. Много километров она и сотрудники ее лаборатории прошли по деревням, разыскивая старинные вышитые полотенца, скатерти, подзоры. Был создан уникальный фонд орнаментов, на их основе разрабатывались новые рисунки. Произведения тарусских вышивальщиц получали высокие награды на всесоюзных и международных выставках. Вкривь и вкось дела пошли после перестройки. Люди уходили с предприятия в поисках заработка, менялись директора, хозяева. 

Нынешний владелец ООО НХП «Тарусская вышивка» Алексей Иринуца купил фабрику в 2003 году. Напомнила ему калужская перевить родные молдавские мотивы. Но удержать на плаву такое предприятие оказалось делом непростым. По закону перепрофилировать его нельзя. 

- Это не нефть с точки зрения прибыли. Но я заинтересован в том, чтобы люди получали достойную зарплату. Сейчас она на фабрике от 17 до 35 тысяч рублей. Вышивальщицы работают сдельно, - рассказывает Алексей Семенович. – Нам хватает на зарплату, налоги, на покупку материалов. Пусть с опозданием, но мы получали субсидии. Есть льготы по коммунальным услугам, по выставкам и т.д. Однако все это составляет меньше процента от наших затрат. Вещи у нас не дешевые. Во-первых, ручная работа, во-вторых, мы используем только натуральные льняные ткани. Закупать их приходится в Белоруссии. В прошлом году отпускные цены поднялись. Мы всегда готовили изделия в подарочный директора фонд для администрации области, но сейчас заказов стало меньше. Делаем упор на интернет-торговлю - есть свой сайт. По весне мы открываем брендовый магазин. Он будет украшен в стиле тарусской вышивки. В планах - такой же в столице. Но самое главное, что предстоит сделать - капитально отремонтировать старые стены, перевести фабрику на газовое отопление, установить новое оборудование. Много было слухов о нашем закрытии, но мы живем. Стали делать современные модели. Наши рубашки не хуже чем от Армани. 

Кому передать иголку с ниткой 

Вместе с главным художником «Тарусской вышивки» Раисой Васильевной Максимовой рассматривали мы альбомы со старинными зашивками из фондов фабрики. Хотя они серьезно пострадали во время оккупации Тарусы фашистами и в перестроечные годы, сохранились образцы, что собирала еще Маргарита Николаевна Гумилевская. 

- Когда разрабатываю новые вещи, основу старинного рисунка сохраняю, но могу изменить цветовое или композиционное решение, - объясняет Раиса Васильевна. - Кроме геометрических узоров у нас есть растительный орнамент. На полотенцах, скатертях мы используем сюжетные орнаменты – деревья, петухи, кони, женские фигуры. Нравится мне эта вышивка своей сочностью, яркостью – на красном фоне солнечные цвета: синие, зеленые, желтые. 

Она пришла сюда в 1972 году после окончания художественного училища в Рязани. Собиралась заниматься театральными костюмами, да влюбилась в тарусскую вышивку. И вот уже 45-й год с ней не расстается. Начинала работать в лаборатории с самой Гумилевской. Училась приемам вышивания - смотрела, как работают вышивальщицы, чтобы потом самой все повторить. Так пришли знания и навыки. 

Сегодня больше всего беспокоит и руководство фабрики, и главного художника то, что нарушается преемственность. Средний возраст коллектива, а это почти три десятка человек, близок к пенсионному. Кто придет на смену? 

- Еще в 1975 году в Тарусском ПТУ была открыта группа по подготовке вышивальщиц. Я преподавала там в течение двух лет, - вспоминает Раиса Максимова. - Однако потом выпускницам сложно было на работу устроиться, да и зарплата у начинающих вышивальщиц была маленькая. Только одна из моих выпускниц и сейчас работает на фабрике, но ей в следующем году на пенсию уходить. Пару лет назад мы двух девушек обучили, но они не удержались. Зарабатывать им сложно. Работа у нас сдельная, тяжелая, большое напряжение – каждую ниточку надо видеть. Чуть ошиблась – брак, значит, из своего кармана придется выплачивать. В старые времена ученические платили, теперь такого нет. Человека в нашем деле автоматика заменить не может. Хоть мы используем швейные машины, но большинство операций выполняется вручную. 

Алексей Иринуца поделился планами набрать 15-20 человек в Серпуховском колледже, чтобы они приехали в Тарусу осваивать вышивку. Будет это после капитального ремонта фабрики. Здесь надеются, что молодые кадры не только сберегут, но и разовьют традиции. 

Бьём соболей, да сидим на овчинах 

О том, как сохранить традиционный промысел,  мы разговаривали не только на фабрике. Своим мнением попросили поделиться и других специалистов. 

Надежда Коврижкина, заведующая отделом  культуры администрации Тарусского района: 

Желание передать свои навыки у тарусских мастериц есть, но интерес у молодежи к этому промыслу слабый. Возможно, ситуация изменится, когда у нас  в марте 2017 года откроется центр культурного развития на улице Горького. Он строится по федеральному проекту. Зрительный зал на 150 мест, библиотека. Одну из комнат мы хотим обустроить для прикладного творчества. 

Года три подряд уроженка Тарусы модельер Наталья Меглицкая на Дне города представляет коллекции с использованием тарусской вышивки. Есть интерес к этому промыслу у одного из швейных предприятий. Но в нашем многопрофильном техникуме вышивку, как и резьбу по дереву, роспись, давно уже не преподают. 

Мастерам и предприятиям сейчас выживать сложно - либо перекладывайте всю нагрузку на потребителя, либо закрывайтесь и переходите на массовку. Раньше в продукции нашей фабрики пол-Тарусы ходило, а теперь далеко не все могут позволить себе такие вещи. Сколько я тут работаю, мы только изучаем проблему, предложения подаем, но реальной  государственной финансовой поддержки, глобальной программы, системы организации выставок мы не видели. Я думаю, что на уровне Федерации должны быть приняты законы, реальные программы поддержки народных промыслов. Программы, существующие на сегодняшний момент, предполагают жёсткий конкурсный отбор заявок на финансирование проектов. Для наших предприятий практически нереально на конкурсной основе получить финансовую поддержку. 

Вадим Востриков, заведующий отделом традиционной культуры Калужского областного центра народного творчества:

Народные промыслы, калужская перевить в том числе, - национальное достояние. Радует уже то, что в нашей области предприятия народно-художественных  промыслов (НХП)  работают, а  многие в России уже закрылись. Этот процесс начался в 90-х годах и продолжается до сих пор. 

Предприятия народно-художественных промыслов России объединены в ассоциацию, которая на государственном уровне разрабатывает проекты по их поддержке. Уже удалось добиться помощи в финансировании выставок, льгот по коммунальным платежам, налогам. Проблема в том, что поддержки на всех не хватает. Это очень малая доля. Тем более большинство предприятий частные, поэтому нет возможности государственного финансирования хозяйственной деятельности. 

Министерство культуры и туризма осуществляет экспертный надзор, чтобы качество традиционной продукции оставалось на высоком уровне. Наш центр поддерживает рекламой, пропагандой, представлением на разных выставках и фестивалях. В конце минувшего года представляли  изделия калужских художественных промыслов на крупнейшей в стране выставке «Ладья». 

Сегодня, с моей точки зрения, важен менеджмент. Нужны тесные контакты с Ассоциацией народных промыслов России, продвижение своей продукции. Если есть возможность, зарабатывать массовыми изделиями, но при этом обязательно производить определенный объем изделий народных промыслов. Очень хорошо, если традиционную вышивку возьмут на вооружение дизайнеры, модельеры. Они сработают на пропаганду традиций. Чем больше такого сотрудничества, тем лучше. А мы как эксперты поможем не снижать планку.

 

 


 


Источник: http://www.vest-news.ru/article/91827



Рекомендуем посмотреть ещё:



Рабочий стол креативного директора, увлеченного акройогой и Из чего связать корзину для белья


Вышивка для директора Вышивка для директора Вышивка для директора Вышивка для директора Вышивка для директора Вышивка для директора

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ